Каталог товаров

Физическое воспитание в дошкольном возрасте

Untitled design-44.jpg

Физическое воспитание в детском возрасте

Своеобразие этого периода состоит в том, что организм дошкольника обладает низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям среды, но вместе с тем быстро увеличивает свои адаптационные и функциональные возможности.

Период от рождения до семи лет характеризуется большой двигательной активностью ребенка. В это время происходит становление основных движений. важно с помощью физического воспитания ускорить переход от диффузных движений в первые месяцы жизни к высококоординированным действиям, таким как ходьба, бег, прыжки, метания, лазания.

Высокая активность для маленького ребенка является одним из главных источников познания окружающего мира. Чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребенок, тем благоприятнее будут условия для его психического развития. Физическое воспитание в системе воспитания детей дошкольного возраста должно занимать одно из центральных мест.

В дошкольном возрасте еще не закончено окостенение скелета, мышечная система относительно слабая, опорно-двигательный аппарат легко поддается деформациям. Активный двигательный режим, как отмечал еще П.Ф.Лесгафт, во многом содействует развитию костно-мышечной системы.

При относительно небольшой мощности дыхательной системы для детей первых лет жизни характерна повышенная потребность в кислороде в связи с активными обменными процессами. Существенную роль в изменении этой диспропорции играет физическое воспитание, содействуя активизации дыхательной функции, укреплению дыхательной мускулатуры, развитию всего дыхательного аппарата. В процессе физического воспитания совершенствуется и функция кровообращения. Улучшается сократительная способность сердца, гемодинамика и регуляция сердечно-сосудистой деятельности.

В детском возрасте ЦНС обладает высокой пластичностью, что способствует легкому усвоению новых форм движений. У дошкольников несовершенна координация движений, в процессе двигательной активности легко развивается переутомление.

Произвольные самостоятельные движения у ребенка выявляются на третьем месяце жизни. В возрасте 2,5 - 3 месяцев ребенок поднимает и удерживает голову, сохраняя вертикальное положение, с 2,5 до 5-6 месяцев появляются элементарные движения руками и движения, подготовительные к ползанию (поворот со спины на живот, опора на руки лежа на животе и др.). С 6 до 9 месяцев ребенок начинает ползать, самостоятельно садится, ложится, встает. К году ребенок должен научится ходить, присаживаться, вставать, влезать на невысокие предметы и слезать с них, катать мяч сидя.

На втором-третьем году жизни формируются основы естественных навыков в ходьбе, беге, лазании и метании предметов. Это один из наиболее активных периодов формирования произвольных движений. На четвертом году ребенок должен легко приземляться при спрыгивании с высоты и в прыжках на месте, ловить предмет (мяч), сохранять равновесие, кататься на трехколесном велосипеде, спускаться на санках с горы. На 5-6 году жизни он обучается прыжкам в высоту с разбега, метанию вдаль с места, ходьбе на лыжах, катанию на коньках, двухколесном велосипеде, плаванию. Семилетний ребенок должен владеть основными навыками в тех прикладных формах движений, как ходьба, бег, прыжки с места, с разбега, метание в даль, в цель, ловля предметов, лазание одноименным и разноименным хватом по гимнастической стенке, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, на двухколесном велосипеде и пр. Наряду с обучением двигательным действиям дошкольники должны иметь элементарные знания по физической культуре, владеть гигиеническими навыками, следить за осанкой, выполнять закаливающие процедуры.

В дошкольном возрасте необходимо формировать физические качества. Первостепенное значение при этом имеет воспитание ловкости и связанных с ней способностей: точности, ритмичности и согласованности отдельных движений, ориентировки в пространстве, чувства равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки.

Воспитание быстроты у дошкольников осуществляется на основе элементарных движений (бег, ходьба, подвижные игры) путем повышения скорости, ускорений и быстроты двигательной реакции. Воспитание силы и гибкости идет за счет укрепления опорно-двигательного аппарата, формирования правильной осанки с использованием упражнений и игр в статических и динамических режимах.

Задачи по воспитанию выносливости определяются в зависимости от возрастного созревания вегетативных функций, определяющих работоспособность организма ребенка, при этом широко используются естественные двигательные навыки и умения в форме физических упражнений и игр. Физическое воспитание в значительной мере способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников, формируя гармонически развитую личность.

Автор статьи А.А. Потапчук

Untitled design-45.jpg