ЛФК часто и длительно болеющих детей
ЛФК часто и длительно болеющих детей
В структуре заболеваемости детей дошкольного возраста, посещающих детские учреждения, ведущее место занимают ОРВИ. Выделение данной группы предполагает, что у детей еще не сформировалась хроническая патология какой-либо системы, однако кратность ОРВИ в год - более трех раз. Основными причинами, приводящими к частым заболеваниям ОРВИ, являются недостаточная неспецифическая сопротивляемость детей к неблагоприятным факторам внешней среды, неадекватное физическое воспитание, асоциальные семейные факторы, психологическая дезадаптация в условиях дошкольного учреждения, особенности дыхательной системы. Основной задачей оздоровления является повышение неспецифических защитных сил организма ребенка в ответ на воздействие естественных факторов: мышечная работа, холодовая экспозиция. При решении данной задачи обязательно учитывать 2 принципа: постепенность усиления действующего раздражителя и систематичность воздействия. В основе решения этой задачи находятся механизмы срочной и долговременной адаптации организма к указанным постепенным и дозируемым раздражителям.Средства физического воспитания
Упражнения:- общеразвивающие для различных групп мышц из различных исходных положений с постепенным возрастанием дозировки нагрузки
- в основных движениях и их вариантах (ходьбе, беге, прыжках, метании, ползании, лазании) с постепенным возрастанием дозировки нагрузки
- спортивные виды упражнений циклического характера (ходьба, бег, аэробика)
Средней подвижности (пульс ребенка 120-160 ударов в минуту). Дозировка по времени - до пяти минут в занятии. Вот примерный перечень рекомендованных игр для решения данной задачи.
- "Кто летает?" - дети 4-7 лет (предполагает выполнение заранее обусловленного движения при назывании предмета, который летает). Возможные варианты игры: "кто плавает" и др.
- "Умей слушать" - дети 5-7 лет (игра на внимание, предусматривает выполнение движения, названного или показанного инструктором)
- "Запрещенное движение" - дети 5-7 лет (игра на внимание и координацию движений, предусматривает выполнение простых общеразвивающих упражнений, кроме "запрещенного", которое оговаривается заранее).
- "Съедобное-несъедобное" - дети 5-7лет (предусматривает ловлю мяча в случае, если названное перед броском слово обозначает съедобный предмет)
- "Мяч по кругу" - дети 5-7 лет (передача одного-двух мячей со сменой направления передачи)
- "Поезд" - дети 3-7 лет (имитация движения поезда со звуковыми сигналами)
- "Совушка" - дети 4-7 лет (предусматривает "ловлю" детей, не прекративших движение после заданной команды).
Игры средней подвижности:
- "Мяч в ворота" - дети 5-7 лет прокатить мяч в ворота высотой 100-120 см и пройти в них на четвереньках)
- "Кот и воробьи", "Кот и мыши" - дети 5-7 лет (водящий ловит детей, не успевших спрятаться в условное место - дом, норку и т.п.)
- "Птички" - дети 5-7 лет (имитация движения птиц в воздухе, возвращение домой в гнездо)
- "Бездомный заяц" - дети 5-7 лет (предусматривает занятие своего "домика" по установленной команде)
- "Сбить кегли" - дети 5-7 лет (Сбивание кеглей в положении стоя, по 3-5 мячей на одного играющего)
- "Забрось мяч в кольцо" - дети 4-7 лет (броски малых и больших мячей в цель различными способами)
- "Серсо" - дети 6-7 лет
- "Собрать кегли" - дети 3-7 лет (предусматривает сбор в условное место предметов - кеглей - за минимальное время)
- "Пятнашки с заданием" - дети 5-7 лет
- Эстафеты (в любых сочетаниях с учетом возраста детей).
Классический массаж
Акцент на стимулирующие приемы массажа (на фоне незначительного по экспозиции приема поглаживания - приемы растирания, разминания, прерывистой вибрации). Область воздействия: грудная клетка спереди и сзади, спина, воротниковая зона. Возможно проведение общего массажа.Закаливающие процедуры
- воздушные
- водные: местные (горло, руки, ноги) и общие (торс, конечности).
Процедура проводится только при положительном эмоциональном фоне ребенка, поэтому персонал и родители должны сформировать у ребенка, в конечном итоге, потребность в проведении закаливающей процедуры.
Аналогом закаливающего воздействия является сауна, где повышение неспецифических защитных сил происходит в ответ на тепловой фактор. Ее применение целесообразно после появления минимальной адаптации к холодовому фактору и в сочетании с ним.
Второй важнейшей задачей часто болеющих детей является расширение функциональных резервов дыхательной системы, развитие и тренировка дыхательной маскулатуры, активизация лимфо- и кровообращения в бронхологической системе. В основе ее решения лежит нагрузка на дыхательную систему, которая может оказываться непосредственно или опосредовано. Для решения этой задачи используются дыхательные упражнения:
- статические (в частности в дифрагмальном грудном дыхании)
- динамические (сочетание дыхательных движений с движениями туловища, конечностей)
- с сопротивлением на выдохе
- с удлиненным выдохом
- с форсированным выдохом
- общеразвивающие упражнения в возрастающей дозировке
- игры средней подвижности
вводный - 1,5-2 недели (цель - обучить ребенка правильному выполнению упражнений, адаптация)
основной - 4-6 месяцев и более (цель - постепенное введение полного объема планируемых мероприятий, решение специальных и общих задач оздоровления)
заключительный - 1-2 недели (цель - закрепление достигнутого оздоровительного эффекта, подбор схем оздоровления на последующий период).
Авторы статьи: С.В.Матвеев, С.А.Черпаченко