ЛФК часто и длительно болеющих детей – Кладовая Здоровья

ЛФК часто и длительно болеющих детей

Untitled design-53.jpg

ЛФК часто и длительно болеющих детей

В структуре заболеваемости детей дошкольного возраста, посещающих детские учреждения, ведущее место занимают ОРВИ. Выделение данной группы предполагает, что у детей еще не сформировалась хроническая патология какой-либо системы, однако кратность ОРВИ в год - более трех раз. Основными причинами, приводящими к частым заболеваниям ОРВИ, являются недостаточная неспецифическая сопротивляемость детей к неблагоприятным факторам внешней среды, неадекватное физическое воспитание, асоциальные семейные факторы, психологическая дезадаптация в условиях дошкольного учреждения, особенности дыхательной системы. Основной задачей оздоровления является повышение неспецифических защитных сил организма ребенка в ответ на воздействие естественных факторов: мышечная работа, холодовая экспозиция. При решении данной задачи обязательно учитывать 2 принципа: постепенность усиления действующего раздражителя и систематичность воздействия. В основе решения этой задачи находятся механизмы срочной и долговременной адаптации организма к указанным постепенным и дозируемым раздражителям.

Средства физического воспитания

Упражнения:
  • общеразвивающие для различных групп мышц из различных исходных положений с постепенным возрастанием дозировки нагрузки
  • в основных движениях и их вариантах (ходьбе, беге, прыжках, метании, ползании, лазании) с постепенным возрастанием дозировки нагрузки
  • спортивные виды упражнений циклического характера (ходьба, бег, аэробика)
Подвижные игры:
Средней подвижности (пульс ребенка 120-160 ударов в минуту). Дозировка по времени - до пяти минут в занятии. Вот примерный перечень рекомендованных игр для решения данной задачи.
  • "Кто летает?" - дети 4-7 лет (предполагает выполнение заранее обусловленного движения при назывании предмета, который летает). Возможные варианты игры: "кто плавает" и др.
  • "Умей слушать" - дети 5-7 лет (игра на внимание, предусматривает выполнение движения, названного или показанного инструктором)
  • "Запрещенное движение" - дети 5-7 лет (игра на внимание и координацию движений, предусматривает выполнение простых общеразвивающих упражнений, кроме "запрещенного", которое оговаривается заранее).
  • "Съедобное-несъедобное" - дети 5-7лет (предусматривает ловлю мяча в случае, если названное перед броском слово обозначает съедобный предмет)
  • "Мяч по кругу" - дети 5-7 лет (передача одного-двух мячей со сменой направления передачи)
  • "Поезд" - дети 3-7 лет (имитация движения поезда со звуковыми сигналами)
  • "Совушка" - дети 4-7 лет (предусматривает "ловлю" детей, не прекративших движение после заданной команды).

Игры средней подвижности:
  • "Мяч в ворота" - дети 5-7 лет прокатить мяч в ворота высотой 100-120 см и пройти в них на четвереньках)
  • "Кот и воробьи", "Кот и мыши" - дети 5-7 лет (водящий ловит детей, не успевших спрятаться в условное место - дом, норку и т.п.)
  • "Птички" - дети 5-7 лет (имитация движения птиц в воздухе, возвращение домой в гнездо)
  • "Бездомный заяц" - дети 5-7 лет (предусматривает занятие своего "домика" по установленной команде)
  • "Сбить кегли" - дети 5-7 лет (Сбивание кеглей в положении стоя, по 3-5 мячей на одного играющего)
  • "Забрось мяч в кольцо" - дети 4-7 лет (броски малых и больших мячей в цель различными способами)
  • "Серсо" - дети 6-7 лет
  • "Собрать кегли" - дети 3-7 лет (предусматривает сбор в условное место предметов - кеглей - за минимальное время)
  • "Пятнашки с заданием" - дети 5-7 лет
  • Эстафеты (в любых сочетаниях с учетом возраста детей).
Untitled design-56.jpg

Классический массаж

Акцент на стимулирующие приемы массажа (на фоне незначительного по экспозиции приема поглаживания - приемы растирания, разминания, прерывистой вибрации). Область воздействия: грудная клетка спереди и сзади, спина, воротниковая зона. Возможно проведение общего массажа.

Закаливающие процедуры

  • воздушные
  • водные: местные (горло, руки, ноги) и общие (торс, конечности).
В узком смысле под закаливающими процедурами понимают воздействие природных факторов (воздух, вода) с температурой ниже температуры тела человека. Суть процедур заключается в обеспечении быстрой и качественной реакции на изменение метеорологических раздражителей (в данном случае - холодовых) и как следствие - появление подобного ответа на любые другие неблагоприятные изменения условий внешней среды. При подборе схем закаливания необходимо учитывать исходное состояние неспецифической сопротивляемости ребенка, что выявляется методом опроса, осмотра, анализами. Если данному ребенку закаливание не проводилось, предпочтительнее начинать с "мягких" схем, то есть минимального закаливающего воздействия. Врач должен индивидуально подобрать: зону закаливания, то есть область, на которую будет воздействовать холодовой фактор, вид закаливания (обтирание, обливание, душ), характер закаливания (холодовое, контрастное).

Процедура проводится только при положительном эмоциональном фоне ребенка, поэтому персонал и родители должны сформировать у ребенка, в конечном итоге, потребность в проведении закаливающей процедуры.

Аналогом закаливающего воздействия является сауна, где повышение неспецифических защитных сил происходит в ответ на тепловой фактор. Ее применение целесообразно после появления минимальной адаптации к холодовому фактору и в сочетании с ним.

Второй важнейшей задачей часто болеющих детей является расширение функциональных резервов дыхательной системы, развитие и тренировка дыхательной маскулатуры, активизация лимфо- и кровообращения в бронхологической системе. В основе ее решения лежит нагрузка на дыхательную систему, которая может оказываться непосредственно или опосредовано. Для решения этой задачи используются дыхательные упражнения:
  • статические (в частности в дифрагмальном грудном дыхании)
  • динамические (сочетание дыхательных движений с движениями туловища, конечностей)
Обе группы упражнений целесообразно проводить по "звуковой" методике с произношением на выдохе звуков (а,у,о), шипящих, свистящих и жужжащих, а также их сочетаний. Оптимально проведение указанных упражнений в игровой форме (имитация шума поезда, машины, трактора, самолета, пчелы).
  • с сопротивлением на выдохе
  • с удлиненным выдохом
  • с форсированным выдохом
  • общеразвивающие упражнения в возрастающей дозировке
  • игры средней подвижности
Целесообразно сочетание решения специальных задач оздоровления с задачами общеразвивающего характера (освоение двигательных навыков по возрасту, адаптация к нагрузкам дошкольного учреждения). Необходимым условием является поддержание частоты сердечных сокращений в основной части занятия на уровне 120-160 ударов в минуту, то есть в зоне нагрузки развивающей мощности. При возможности желательно проведение различных физических упражнений на открытом воздухе, особенно для старших дошкольников. В курсе оздоровления при использовании игр, упражнений, закаливания независимо от применяемых форм необходимо выделять три периода:
вводный - 1,5-2 недели (цель - обучить ребенка правильному выполнению упражнений, адаптация)
основной - 4-6 месяцев и более (цель - постепенное введение полного объема планируемых мероприятий, решение специальных и общих задач оздоровления)
заключительный - 1-2 недели (цель - закрепление достигнутого оздоровительного эффекта, подбор схем оздоровления на последующий период).

Авторы статьи: С.В.Матвеев, С.А.Черпаченко

Untitled design-54.jpg