Каталог товаров

ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата в детском возрасте

Untitled design-49.jpg

ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата в детском возрасте

Общая масса мускулатуры у детей составляет 20-25% по отношению к массе тела. Скелетная мускулатура ребенка характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. Мышцы бедны неорганическими солями, белками, жирами. Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы развиты недостаточно. Длинные мышцы, сокращаясь, обеспечивают большую амплитуду колебаний, а короткие мышцы - большую силу при малой амплитуде. По сравнению со взрослыми, костная система ребенка богата хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению.

Развитию костно-мышечной системы детей способствует рациональная двигательная активность. Рациональная нагрузка оказывает положительное влияние на деятельность и формообразование мышц в процессе их роста.

Под влиянием физических нагрузок химический состав костной ткани сдвигается в сторону увеличения содержания неорганических веществ, что обеспечивает большую плотность костной ткани. Укрепление губчатого вещества кости проявляется утолщением костных пластинок и превращением его структуры из мелкоячеистой в крупноячеистую. Динамические нагрузки стимулируют продольный рост трубчатых костей и несколько задерживают сроки окостенения скелета; статические нагрузки вызывают преждевременное завершение роста костей в длину. Кроме того, адаптация скелетных мышц к динамическим нагрузкам проявляется в удлинении брюшка и укорочении сухожилий, - это позволяет мышце интенсивно сокращаться, обеспечивая скорость и быстроту. При статических нагрузках наблюдается постепенная гипертрофия мышц, обеспечивая прирост силы и выносливости. Старших дошкольников при подготовке к школе следует постепенно приучать к удержанию определенных статических положения стоя и сидя с целью выработки и сохранения правильной осанки.

В.С. Гурфинкель с коллегами изучили подробно работу мышц при вертикальном положении тела. Для сохранения вертикального положения тела особое значение имеет функция мышц и связочного аппарата. Исследователи считают, что наибольшая активность проявляется при стоянии в мышцах нижних конечностей, диафрагмы таза и спины, а наименьшая - в мышцах живота. При нарушении опорно-двигательного аппарата возникает мышечный дисбаланс фазических и тонических мышц.

В.А. Кашуба и В.И.Усаков считают, что при вертикальной позе устойчивое положение тела сохраняется не только за счет работы мышц, выпрямляющих позвоночник, диафрагмы, подвздошно-поясничных мышц, передних большеберцовых мышц, но также за счет грудной и брюшной полости, играющих  роль своеобразных гидродинамических опор, особенно при поднятии тяжестей, когда напряжение мышц туловища и брюшного пресса создает в этих полостях повышенное давление.
 
Вопрос о характере и степени участия мышечной системы в развитии нарушений опорно-двигательного аппарата остается предметом постоянной дискуссии, при этом ряд авторов приписывают мышечному аппарату ведущее значение.

Н.Н .Яременко  и А.Б. Яременко обследовали 135 детей 5-7 лет в различных дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга и выявили, что практически здоровые дошкольники составляют 3,7%, а 80,8% детей имеют различные нарушения опорно-двигательно аппарата, из которых наиболее часто встречаются нарушения осанки (75%), плоскостопие (40%) и разновеликость нижних конечностей (22,9%).

При анализе распространенности патологии опорно-двигательного аппарата, по данным массовых осмотров детей в Санкт-Петербурге, НИИДО им Г.И.Турнера выявлено, что с возрастом увеличивается количество деформаций костно-мышечной системы, причем значительное увеличение числа ортопедической патологии отмечается за счет статических деформаций: плоскостопия, нарушения осанки, сколиоза. Распределение детей с выявленной патологией опорно-двигательного аппарата показало, что деформации одинаково часто встречаются как у мальчиков, так и у девочек. У современных детей все чаще проявляется проблема дисбаланса мышц, мышечных гипертонусов, атипичных моторных паттернов, что приводит к усталости мышц, мышечным болям, нарушениям осанки.

Средствами физического воспитания и лечебной физкультуры возможно и необходимо устранять различные нарушения со стороны опорно-двигательного апппарата, подобрав оптимальный режим и величину нагрузки, при которой будет выполнена необходимая коррекционная работа при минимальном утомлении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей опорно-двигательного аппарата ребенка, обусловленных степенью его структурно-функциональной зрелости.

В последние годы увеличился объем учебно-воспитательной работы в области умственного развития дошкольников, что в значительной мере способствует снижению количества локомоций в режиме дня. Занятия умственной деятельностью требуют длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определенной позы, что влечет за собой нарушение опорно-двигательного аппарата. Диагностике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей посвящено много работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Анализ литературы свидетельствует о том, что в процессе занятий физическими упражнениями происходят существенные изменения морфологического и функционального порядка, при этом характер их влияния неодинаков в разные периоды онтогенеза. Выделяются консервативные (длина тела) и лабильные (масса тела) морфо-функциональные компоненты в отношении воздействий физическими упражнениями. Таким образом, физическая активность может быть использована как регулятор и стимулятор морфологического и функционального развития детей. Формирование опорно-двигательного аппарата детей невозможно без правильно организованного управляемого процесса физического воспитания, то есть процесса целенаправленного, контролируемого и регулируемого изменения двигательных возможностей, форм и функций организма специфическими и неспецифическими средствами, направленными на повышение уровня физического состояния.

Автор статьи А.А.Потапчук

Untitled design-50.jpg