Простые практики для возвращения ребенку опоры и душевного покоя – Кладовой Здоровья

Простые практики для возвращения ребенку опоры и душевного покоя

Untitled design-17.jpg

Простые практики для возвращения ребенку опоры и душевного покоя

Представляем вашему вниманию очень простые, но эффективные психологические практики для детишек, переживших травматичный опыт: больница, операция, ссора родителей и другие ситуации, которые ребенку не по силам выдержать, и на которые он никак не может повлиять.
  • Обрисовывание ладошек и любые игры с ладошками
Первые отпечатки грязной ладошки на обоях — это первое «Я есть в мире». Отпечатки в тесте, глине, песке, любой крупе, отпечатки на бумаге. Вырезание, разрисовывание ладошки — это ощущение и заполнение внутренней территории.
Ладошка — олицетворение всего тела ребенка. А затем и его самости.
Когда нам нужно помочь ребенку вернуть возможность границ и одновременно безопасного контакта, мы для него придумываем игры, где ладошки разных деток могли бы сталкиваться, хлопать, прикасаться друг к другу. Где пальчики могли бы здороваться, где они прикасались бы друг к другу ребром, тыльной стороной, всей поверхностью.
  • Детки, пережившие неблагоприятный опыт в жизни, могут не допускать прикосновений, бояться физического контакта
С ними можно и нужно нарисовать «пряничного человечка» и его разрисовывать. Полезно обрисовывать контуры своего тела, например, на обоях.
  • В случае, если ребенок начал вести себя, как дите более младшего возраста (так подсознание пытается вернуть безопасность)
Если в руках у ребенка окажется что-то, что «меньше» его, что-то, что воспринималось бы как детеныш более младшего возраста — куколка, маленькая машинка, игрушечный звереныш, даже клубок ниток — сам ребенок автоматически перемещается в более взрослую позицию.
  • Детки, пережившие трудный жизненный опыт, часто перестают чувствовать контакт ножек с землей (теряют опору, заземленность)
С ними хорошо играть (рисовать, лепить, протанцовывать) цветы и деревья, уделяя внимание корням и крепкому стволу. Иногда мы играем в «выращивание великанских ног «, представляя, что ноги становятся огромными и крепко удерживают в равновесии, не давая раскачиваться от ветра (ветер — это метафора изменений, событий, на которые мы повлиять не можем), чем ярче мы представим (нарисуем, промассируем) эти великанские ноги, тем сильнее эффект. Спать лучше укладывать таких деток тоже, давая опору ножкам (например, положим под ноги скрученное в валик одеяло).
  • Вырезать из бумаги ангела
«Если я столкнулся с опытом, в котором родители, другие взрослые не могут меня защитить — я ищу опоры в чем-то бОльшем, чем человеческие возможности». Например, универсальный символ — ангел. Которого можно назвать (делая его более одушевленным и личным), повесить над кроваткой, на стене, сделать гирлянду из ангелов.
  • Детка ищет убежища в «изначально безопасном месте» — матке
С ребенком полезно делать халабуды, домики, играть в прятки, такой ребенок любит прикрываться одеялом или пледом. Мне очень нравится телесная практика «колыбелька», которая и возвращает контур безопасности, и дает ресурс: взрослый сидит на полу, обнимая сидящего перед ним ребенка за спинку (обхватывая ногами и руками), чуть покачиваясь и шепча что-то теплое в ушко.

mom.jpg
  • Любое рисование и делание домиков возвращает ощущение границ
  • «Крыло ангела»
Когда ребенку нужно почувствовать безопасность, отстраниться от большого количества людей, почувствовать поддержку — можно положить правую руку на левое плечо (так обозначается личная территория и возникает ощущение прикосновения друга к плечу).

Спокойствия и здоровья деткам и взрослым!

Светлана Ройз, детский, семейный психолог