Сенсорные расстройства: советы родителям
На вопросы о проблемах в сенсорной сфере у детей и о том, как с ними справится, отвечает автор нашумевшей в мире книги «Ребенок, потерявший синхронизацию» — Кэрол Кранович:
Начнем с основ: что такое «сенсорные проблемы»?
У детей с разлаженной
сенсорной сферой центральная нервная система получает, организует и декодирует сигналы из органов чувств с нарушениями. Наше поведение неразрывно связано с мозгом, поэтому, когда мозг (который стоит во главе ЦНС) «неправильно» реагирует на обычные, заурядные раздражители, меняется и поведение человека.
Сенсорные проблемы могут влиять на то, как ребенок двигается, на его эмоции, внимание, привязанность к другим людям и умение достигать поставленные задачи.
Как вы пришли к изучению детей с нарушенной сенсорикой и начали о них писать?
Я более 20-ти пяти лет учила дошкольников музыке и танцам, и мне всегда не давали покоя неуклюжие дети, словно бы потерявшие координацию движений и синхронизацию рук и ног. Чтобы помочь им лучше преодолевать трудности в играх и занятиях, я заинтересовалась теорией
сенсорной интеграции. Я стала лучше понимать своих учеников и теперь оказываю им необходимую помощь.
Какие советы вы могли бы дать родителям детей с сенсорными расстройствами?
- Посещайте психолога, который использует в арсенале своих средств сенсорную интеграцию.
-
К сожалению, даже в Соединённых Штатах не все доктора и педиатры имеют представление о сенсорных расстройствах. Врачам тоже нужно учиться и делать это постоянно. Хотя сенсорные расстройства — это неврологическая проблема, далеко не каждый невролог знает, как их лечить.
- Много читайте, особенно современной литературы.
- Вы не находитесь наедине со своей проблемой. Общайтесь с другими родителями, у которых тоже есть особые дети. Обменивайтесь опытом и знаниями.
- Наденьте воображаемые «сенсорные очки» и спросите себя: какие ощущения (прикосновения, звуки и т.д.) могут перегружать нервную систему ребенка? Можно ли минимизировать их воздействие? Снизьте нагрузку, приглушив свет, уменьшив громкость телевизора, не приносите в дом свежую сирень и многое другое.
- Подумайте, каких ощущений лишен ваш ребенок? Перечень может включать движения, свежий воздух, вкус здоровой пищи. Многим детям, даже без сенсорных проблем, требуется обилие движения в течении дня. Любому человеку нужно двигаться в течении минимум десяти минут из каждого часа бодрствования. Нехватка движения приводит к тому, что ребенок начинает ёрзать, теряет внимание, раздражается и плохо владеет телом. Если ребенку нужно загрузить органы чувств, найдите способ это сделать.
Как можно помочь детям с сенсорными расстройствами?
- Ежедневно ходите с ребенком на прогулку.
-
Играйте с ребенком в игры, требующие обилия движений.
-
Не забывайте о бассейне, песочнице, качелях.
-
Выгуливайте вместе с ребенком собаку и бегайте трусцой.
-
Используйте увлечения ребенка. Если он, скажем, любит динозавров, то постройте ему на заднем дворе загородного дома бассейн с водой по колено — это будет океан, бассейн с жидкой грязью — болото, большая песочница — пустыня. Все эти территории населите динозаврами. Готовьте ребенку блюда в виде динозавров. Что бы ни нравилось вашему ребенку — используйте это для насыщения всех сфер его сенсорики.
-
Поменьше электроники. Сидение перед компьютером и телевизором вредит зрению, осанке, крупной моторике, умению общаться, вовлеченности в жизнь общества и многому другому. Электронные забавы воздействую только на две области чувств — слух и зрение. А у нас их как минимум пять или даже больше, если включить в охват чувство равновесия и проприоцептивную чувствительность. Используйте их все!
-
Ребенок должен высыпаться. Дети должны просыпаться утром сами — свежими и бодрыми, а не по звонку будильника.
Как унять страх, вызванный сенсорными перегрузками?
Каждый случай индивидуален, но вот несколько примеров:
-
Если ваш ребенок боится идти на игровую площадку потому, что его смущают крики детей, и ему не по себе в гуще людей, посещайте ее рано утром или поздно вечером, когда народа на ней мало. Будьте рядом с ребенком. Возьмите с собой мяч.
-
Если ваш ребенок хочет быть вдали от всех, пусть он покачается на качели в одиночестве, залезет через высокий забор в песочницу и вылезет обратно с десяток раз или закроется в кукольном домике и побудет там один.
-
Если же ребенок жаждет нового сенсорного опыта, ведет себя возбужденно и отчаянно, высоко раскачайте его на качели (но делайте это недолго!). Пусть он хорошенько покопается в песочнице и весь покроется грязью. Пусть скатится с горки головой вниз, а вы поймаете его на спуске.
-
Заведите большой надувной мяч и мат и занимайтесь на нем с ребенком. Можно очень мягко и при этом эффективно насытить сенсорику ребенка, заставив его выполнять подвижные упражнения на поиск баланса.
-
Что делать, если ребенок не хочет есть незнакомую еду? Внедряйте главный принцип — неспешная постепенность. Начните с того, что на блюдце рядом с тарелкой ребенка положите одно соцветие брокколи. Пусть целую неделю оно лежит там, и малыш не обязан его съедать. На следующей неделе к брокколи надо будет прикасаться одним пальцем, еще через неделю — подносить к губам. Затем нужно будет поцеловать соцветие, а потом — положите его в рот.
-
Как быть, если малыш не любит объятий и поцелуев? Перед визитом бабушек и дедушек хорошенько сжимайте ребенка в собственных объятиях, чтобы он их не ощущал как нечто свежее. Разотрите его руки и ноги губками и мочалками, чтобы кожа приглушила повышенную чувствительность. Пусть ребенок подвигает стулья и столы, пропылесосит ковер, выпьет через соломинку яблочное пюре — это его утомит и успокоит.
-
Методом проб найдите универсальные физические упражнения, которые помогают вашему малышу успокоиться, и пусть он проделывает их перед чем-то волнующим или пугающим.