Борис Липнер - генеральный директор «Кладовой здоровья»

Открытое письмо генерального директора Липнера Б.С.

Г-ну Ржаненкову А. Н.,
Председателю Комитета
по социальной защите населения
Г-ну Островскому К.В.,
Управляющему ГУ –
Санкт-Петербургское региональное отделение
фонда социального страхования РФ

Речь пойдет об обеспечении больных детей ортопедической обувью и о том, на каком низком уровне сегодня это осуществляется в Петербурге.

Чиновники Комитета по соц. политике с усердием, достойным лучшего применения, отстаивают право на так называемую процедуру квалификационного отбора. Внимательно прочтите № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года и Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305[1].

Квалификационный отбор, по сути, является предварительной мерой. Чиновники заменили процедуру выбора поставщиков посредством квалификационного отбора с последующим конкурсом - на процедуру квалификационного отбора. В настоящий момент ФАС проводит проверку по заявлениям граждан о признаках нарушения антимонопольного законодательства в отношении Санкт-Петербургского регионального отделения ФСС (Фонд социального страхования). Обращения по поводу проверки расходования бюджетных средств при проведении квалификационного отбора Санкт-Петербургским Комитетом по социальной политике были направлены в Генеральную прокуратуру и Счетную палату.

Квалификационный отбор, как способ выбора поставщика ортопедической обуви детям, очевидно не выполняя своей функции, тем не менее, отстаивается чиновниками как единственно верный. Об эффективности этой процедуры говорить не приходится. На протяжении всего XXI века в СПб отобранные компании, похоже, не справляются с поставленными задачами.

Ортопедический кризис весны 2011 года – яркое тому подтверждение. Сотни родителей в течение 4 дней стояли в многочасовых очередях, чтобы записаться на изготовление обуви. Лишь после вмешательства губернатора проблему удалось купировать.

Изготовление обуви состоит из тяжелой для больного ребенка процедуры: приезда на снятие мерок, примерки, подгонки, переделки и, наконец, получения обуви. Как правило, ребенка должны привозить к прошедшему квалификационный отбор производителю обуви 3-5 раз. При этом срок изготовления пары обуви составляет до 60-90 дней. Зачастую ножка ребенка успевает вырасти и обувь необходимо переделывать. При этом используемые при производстве технологии не выдерживают критики, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы.

Эта обувь стоит федеральному и городскому бюджету 4000-6000 рублей за пару. Мамам она стоит дополнительных денег на оплату такси (социальное такси получить сложно, и оно не может ждать до окончания примерки). При этом кастомизированную обувь, о которой будет сказано ниже, можно приобрести по цене 2000 рублей за пару.

Модели и цветовые решения изготавливаемой сейчас на ФОО и в «Орто-С» обуви пахнут нафталином.  Изделия ФОО, созданные в период индустриализации, уже стали винтажными. Возможно, через пару лет они опять войдут в моду.

Таким образом, в Петербурге добрыми руками чиновников Комитета по социальной политике (КСП) и ФСС, похоже, вырастили монстра олигополии[2].

При этом информационно-аналитическая база, в которой бы обобщались данные о нуждающихся в обуви и прочих средствах технической реабилитации, видимо, отсутствует. Это позволяет делать процедуру максимально непрозрачной.

Сотрудники КСП и сотрудники «отбираемых» компаний в этом году ездили на ортопедический конгресс в Лейпциг. Раз в два года там проходит крупнейший мировой конгресс и выставка по ортопедической тематике.

Если в поисковике Google Вы наберете Orthopädieschuhtechnik, то увидите, что в Лейпциге с населением 493.000 человек работает 10 орт. техников, занимающихся производством орт. Обуви, и 29 санитетхаузов – ортопедических магазинов таких, как «Кладовая Здоровья» - в которых ведется прием техниками-протезистами (список прилагается). В Дюссельдорфе, городе с населением 571.000 человек, работает 16 техников и 24 санитетхауза. Подавляющее большинство нуждающихся в ортопедической обуви в Германии получают кастомизированную обувь [3].

Мы начали сотрудничество с американской компанией, являющейся поставщиком ортопедической обуви для трехсот госпиталей инвалидов войны в США. Эта компания ежегодно поставляет в госпитали более 8000 пар обуви, из которых индивидуально изготовленной - менее 100 пар. Остальные 7900 пар – это кастомизированная обувь. Кастомизированная обувь может иметь до 196 вариантов конструкций (не включая цветовых решений) на один (!) размер. Кроме того, различается 7 ширин (полнот) и 7 глубин. Верх в зависимости от потребности может изготавливаться из эластичного либо неэластичного материала. Используется как индивидуальная стелька, так и стандартная.

Готовая кастомизированная обувь максимально индивидуализирована. Более высокая степень индивидуализации требуется примерно в 1%  случаев. КСП и ФСС ищут свой особенный путь.

В СПб, городе с 5-миллионным населением, обеспечением детей и взрослых орт. обувью занимаются две компании, имеющие всего 3 точки приема заказов. Чиновники обосновывают это неким европейским опытом и традициями. Около сотни жалоб от мам на качество обуви, произведенной этими компаниям, поданы в течение июня.  Чем еще нужно аргументировать уровень этой европейской обуви?

Всем мамам, написавшим жалобы, позвонили из ФОО и/или  КСП, «Орто-С». Всем пообещали «пряник» в виде будущего высокого качества  обуви и в виде переделки ранее выданной некачественной обуви.

Родители больных детей стали разменной монетой в руках чиновников, которых, похоже, интересует только возможность раздела 250 миллионов рублей в год и «честь мундира», а никак не нужды людей.

Косность и неподвижность чиновников, их неумение и нежелание измениться, бездействие и инертность приводят к безобразиям в сфере обеспечения и социальной поддержки инвалидов.

Я считаю, что разумнее отдать деньги больным людям, и пусть они сами выберут, что, где и когда покупать. Ни один чиновник не сможет позаботиться о больном так, как он это сделает сам. Пациент приобретет обувь в соответствии с рекомендациями врача, и она будет обладать всеми необходимыми именно ему ортопедическими характеристиками.

Пять лет назад в «Кладовой здоровья» мы установили первый комплекс для диагностики стопы и производства стелек по технологи CAD/CAM Сегодня у нас более 40 подобных комплексов. Мы обучили работе на них более 50 врачей, которые успешно работают в 14 регионах России. Мы купили 3D сканнеры для точных замеров стоп наших пациентов и последующего подбора обуви или изготовления инд. обуви в будущем.

Я горжусь тем, что мы смогли сделать для наших земляков – жителей Санкт-Петербурга!

А что нового в этой области сделали Вы, господа чиновники, кроме консервации отживших идей и процессов?!

Борис Липнер

[1] N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (в том числе в части государственной поддержки социальной направленности в соответствии с п.3 Указа). п.4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

[2] Термин "олигополия" происходит от слов греческого происхождения — oligos (несколько) и poleo (продаю). Тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

[3] В интернете поисковики на запрос выдают: Кастомизация - «изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем её комплектации дополнительными элементами или принадлежностями».