Профилактика нарушений осанки у детей – Кладовой Здоровья

Профилактика нарушений осанки у детей

Untitled design-54.jpg

Профилактика нарушений осанки у детей

Основным средством профилактики нарушений осанки является лечебная физкультура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим, а также лечебную гимнастику. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены ребенку дома, а лечебную гимнастику необходимо выполнять как в домашних условиях, так и в условиях образовательного учреждения, детской поликлиники и реабилитационного центра под руководством и контролем квалифицированного методиста и врача ЛФК.

В вопросах профилактики нарушений осанки очень важно соблюдение  правильного статико-динамического режима:

1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой с невысокой мягкой подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающимся матрасе. Желательно приучать ребенка спать на спине или на боку, но не свернувшись калачиком.
2. Приходя из школы, после обеда ребенок должен лечь отдохнуть час-полтора, для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.
3. Необходимо правильно организовать  рабочее место (по крайней мере в домашних условиях, за неимением парт по росту и возрасту в школах); освещение должно быть рассеянным и достаточным.

Untitled design-53.jpg

Основные требования, предъявляемые к мебели ребенка:

  • высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза)
  • высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 90 градусов
  • желательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статическом положении
4. Необходимо научить ребенка правильной рабочей позе во время письма и чтения с постоянным контролем со стороны педагогов и родителей. Основные требования рабочей позы во время занятий - максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная, симметричная установка производится последовательно, начиная с положения стоп:
  • стопы в опоре на полу
  • колени под стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом)
  • равномерная опора на обе половины таза
  • туловище периодически опирается на спинку стула
  • между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (проходит ладонь ребром)
  • предплечья симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны
  • голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см
  • при письме положение тетради под углом 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен быть направлен на середину груди.
5.Необходимо бороться с порочными позами, такими, как косое положение плечевого пояса при письме, когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза, когда ребенок сидит с ногой, положенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую ногу в колене.
6. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, лучше дать ребенку ранец или рюкзак, также популярны модели рюкзаков на колесиках, которые ребенок может катить, без лишней нагрузки на позвоночник.
7. Освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

Все эти незначительные, на первый взгляд, детали имеют огромное значение при профилактике и лечении нарушений осанки, так как влиянию лечебной гимнастики ребенок подвергается в течение некоторого времени, а большую часть дня и всю ночь проводит без ортопедического контроля.

Untitled design-53.jpg